Пивняка Г.Г. Толковый словарь по информатике. Страница 469
Видеокарта [видеоадаптер, видеоплата] (Video card) (См. Engine, GeForce3, Видеоадаптер)
Видеокарты иногда называют видеоадаптерами, графическими картами, видеоплатами и видеографическими адаптерами. В целом, это устройство, которое призвано ускорить обработку сложных трёхмерных видеоизображений и повысить качество их отображения на дисплее. Поэтому они часто называются видеоускорителями. В их задачу входит приём цифровой информации, которую создаёт компьютер, и превращение её в графические образы, которые может воспринимать человек. В большинстве компьютеров видеокарта превращает цифровую информацию в аналоговую, которая используется для формирования изображения на мониторе. Иногда, особенно в ноутбуках и профессиональных мониторах, используется цифровой сигнал без преобразования его в аналоговый. Такие мониторы называются цифровыми. Процессоры, располагаемые на видеокартах, называются видеопроцессорами. За последние годы существования аппаратных ЭБ-ускорителей (начиная с 1999 г.) видеокарты приобрели возможности не только ускорения трехмерной графики, но и полноценного программирования. Конкретные ЭБ-эффекты, запрограммированные для процессора видеокарты, называются шейдерами. Они являются программными функциями, реализующими математическое описание разнообразных эффектов. Количество и качество шейдеров зависит от установленного на компьютере поколения компонентов DirectX, к которому принадлежит видеокарта. Всего можно выделить три поколения DirectX видеокарт - DX7, DX8, DX9. Между собой они отличаются разными технологиями и качеством реализации разнообразных эффектов. К поколению DX7 относятся: Quake Э, Unreal, Battlefield и все, что создано на их движках (engine). Шейдеров в этом поколении не существовало, так как все реализовалось с помощью стандартных средств микропроцессоров. Начиная с поколения DX8, начинается полноценная реализация шейдеров, реализующих пиксельные и вершинные (то есть геометрические) вычисления. Это существенно улучшает видеографику игр и их скорость выполнения. К 2005 г. DX9 являлось последним поколением DirectX. В нем реализована более широкая возможность программирования наиболее сложных шейдеров. К тому же появилась модель с поддержкой вычислений с плавающей запятой, что позволило выполнять более точные расчеты. Почти каждая современная графическая карта поддерживает подключение двух мониторов. Обычно карты поставляются с разъемом DVI для ЖК-монитора и одним стандартным разъемом VGA для ЭЛТ-монитора. Входящий в комплект адаптер позволяет подключить к цифровому выходу второй ЭЛТ-монитор. Скорость видеокарты обычно характеризуется двумя цифрами: скоростью графического процессора и скоростью работы памяти, которые измеряются в МГц. В целом, все карты можно разделить на три категории: а) карты начального уровня, ориентированные на офисную работу или в домашних условиях и, в целом, не рассчитанные на работу с ЭБ-приложениями; б) карты среднего уровня, рассчитанные на 80% домашних компьютеров и предназначенные для игр; в) карты High End, рассчитанные на работу с максимальными разрешениями и с максимальным качеством. Среди производителей видеокарт следует отметить следующие компании: nVidia, ASUS, MicroStar, Gigabyte, Saphire, PowerColor и др.