Пивняка Г.Г. Толковый словарь по информатике. Страница 471

© (ГИС, КГА, Кгр.) Проектирование и генерация изображений, в том числе геоизображений, картографических изображений и иной графики на устройствах отображения (преимущественно на экране дисплея) на основе исходных цифровых данных и правил и алгоритмов их преобразования. Возможности проектирования и редактирования изображений включают набор инструментальных средств и визуализационных операций. Они включают а) масштабирование изображения (zooming), т.е. его уменьшение (reducing, zoom in) и увеличение (enlarging, zoom out), кратное целому или задаваемое пользователем;

б) панорамирование, то есть развертывание изображения до размеров рабочей части видеоэкрана или его активного окна (pan); в) прокрутку, или скроллинг (scrolling) изображения, размер которого превышает габариты отображения; г) пролистывание, или покадровый просмотр, браузинг (browsing) многослойного набора или последовательности изображений; д) смещение, перемещение, дублирование, отсекание (клиппирование), поворот (ротацию) и иные графические или геометрические преобразования. К средствам оформления изображений относятся операции цветной заливки замкнутых контуров (shading) из палитры допустимых цветов (palette) или их штриховка (cross-hatching) из набора их текстурных типов (pattern). При визуализации картографических изображений, кроме того, используются различные графические переменные и особые способы картографического изображения. Различают также плоские, или двухмерные, или планиметрические (planimetric images, 2-D view, 2-D images) и трехмерные (volumetric images, 3-D view, 3-dimensional view) изображения. Последние из них строятся в аксонометрической, ортогональной или перспективной (центральной) или иной проекции из центра (центров) проецирования. Построение трехмерных изображений, или рендеринг (rendering), т.е. «экранизация» - является одной из функций обработки цифровой модели рельефа. Зачастую рендеринг используется совместно с другой операцией обработки ЦМР - наложением на трехмерное изображение планиметрического слоя, или «драпировкой» (draping), в том числе цифровых аэро- или космоизображений, что позволяет получать высокореалистичные объемные изображения территории, динамическое манипулирование которыми (в том числе в тренажерных системах) дает эффекты, близкие к виртуальной реальности. Реалистичность визуализации достигается также текстурированием изображений при использовании моделей трехмерных данных, допускающих связь текстурного элемента, или тексела (texel, от англ. texture element) поверхности тела с атрибутивными данными. Выделяют 2,5-мерные изображения (2.5 view), под которыми понимаются: а) любые плоские изображения рельефа в изолиниях; б) плоские блок-диаграммы, лишенные трехмерного изображения; в) любые трехмерные изображения на плоскости в упомянутом выше смысле. «Истинными» трехмерными изображениями (true 3D view) считаются, как правило, стереомодели, наблюдаемые на стереоприборах, а также объемные или стереоизображения, полученные анаглифическим, голографическим и иными способами, в том числе на специализированных объемных дисплеях непосредственной трехмерной визуализации типа DVDD (Direct Volume Display Device).