Основная тема сайта
Однажды я сказал веб-мастеру своего заказчика: "Вы просто замечательный веб-дизайнер", — но он пропустил это замечание "мимо ушей" и перешел к обсуждению следующей темы нашей встречи. Не знаю, почему он никак не отреагировал: либо оказался слишком скромным, либо счел это за дешевый комплимент в качестве проявления корпоративной политики с моей стороны. Как бы там ни было, я говорил это совершенно искренне, а причина тому очень проста. Его веб-страницы не блистали пестрой графикой. Элементы не были так уж превосходно сбалансированы. И я бы не сказал, что раскрывающиеся меню, созданные с помощью JavaScript, придавали сайту невероятную интерактивность.
Ничего подобного не было. Причина, по которой мне так понравилась его работа, заключалась в том, что созданный им сайт не был просто набором страниц, которые случайным образом оказались на одном сервере. Разработка качественного сайта предполагает прежде всего внимательное планирование. В данной главе рассматриваются основные вопросы дизайна сайтов, позволяющие раскрыть ваши творческие способности и удовлетворить требования посетителей сайта.
Совершенно неважно, какую технологию использовать для разработки веб-сайта. В любом случае в результате может получиться как шедевр, так и абсолютно бездарный сайт. За основу создания сайта можно взять HTML (HyperText Markup Language), CFML (ColdFusion Markup Language), ASP (Active Server Pages), DHTML (Dynamic HTML), AJAX (Asynchronous JavaScript and XML) или другую технологию с необычной аббревиатурой, которая больше нравится разработчику. Для сторонников современных технологических новшеств подобное утверждение может показаться оскорбительным, однако я считаю, что для разработки удачного сайта достаточно обычной человеческой проницательности.
Прежде чем приступать к выбору шрифта и цвета фона, необходимо четко определиться с темой сайта. Тема — это главная идея, на которой основывается весь сайт. Иногда тема проста и очевидна. Например, темой для корпоративного сайта по подбору персонала будет тезис о том. что данная компания — лучшее место для поиска работы. Для генеалогического сайта темой будет история отдельной семьи и ее родственные связи.
Удачный сайт
Адекватным показателем удачного сайта является количество повторно зашедших на него пользователей. Даже если на сайте ничего не продается, количество и частота повторных посещений — отличный показатель успешности сайта.
Для создания сайта, который бы пользовался спросом, нужно взглянуть на вещи с точки зрения двух перспектив: своей как разработчика и пользовательской. Для того чтобы посмотреть на сайт глазами пользователя, необходимо абстрагироваться от знаний структуры сайта и механизма его работы. В данном случае подход к сайту должен быть таким, как будто разработчик видит его впервые.
Захотят ли пользователи задержаться на сайте хотя бы ненадолго и возникнет ли у них желание туда вернуться — вес зависит от удобства его использования. Если посетителям неудобно перемещаться по разделам сайта, они однозначно не станут добавлять его в свой перечень избранных и возвращаться к его просмотру снова. Для создания комфортного сайта необходимо учесть следующие аспекты.
- Находится ли однотипные элементы в одних н тех же местах на разных вебстраницах сайта? В противном случае такой сайт только вызывает раздражение у пользователей.
- Предсказуемо ли содержимое сайта и его стилевое оформление? Важным моментом юзабилити (удобства использования) сайта является тот факт, что пользователи всегда находят то. что ищут.
- Достаточно ли просто организована навигация между отдельными страницами и разделами? Пользователям обычно не очень нравится, когда им приходится что-то долго искать или следовать заранее установленному плану переходов.
- Нужна ли функция поиска для сайта? Многие люди настолько заняты или просто нетерпеливы, что, если не реализовать на сайте функцию поиска (чтобы они быстро нашли интересующий их материал), они даже не посмотрят в сторону этого сайта.
Цель разработки сайта
Вероятно, никогда не утихнут споры по поводу того, что определяет качество дизайна веб-сайта. Одни уверяют, что ключевым моментом является роскошная графика. Для других важнее всего представленная на сайте информация. Третьи считают, что самое главное — это удобство использования. Я очень сомневаюсь, что эти характеристики можно как-то упорядочить по приоритету. Ведь очевидно, что пусть даже внешне привлекательный, но неработающий сайт совершенно бесполезен так же, как сайт с хорошим содержимым и бездарной графикой.
В данной главе рассказывается об основных подходах, которые надо учитывать при разработке сайта. В конце главы приведен перечень базовых правил создания работающего сайта. К ним следует отнестись диалектически и адаптировать под конкретный проект.
Занимаясь раскруткой политического кандидата или рекламой своего дела, пребывая в поиске работы или продавая крем для чистки обуви, при планировании сайта важно обратить внимание на глагол. Это поможет определить назначение сайта, в отличие от его тематики.
Для проектирования сайта недостаточно знать только его тему. Веб-мастер должен понимать и назначение сайта. Тема просто описывает его содержимое, а назначение раскрывает функциональные особенности. Например, предположим, что создастся сайт о пингвинах. Что ж, замечательно, это неплохое начало. Многие люди интересуются ЭТИМИ чудесными птицами. Они сообразительные, необычные и очень забавные. Но зачем понадобилось создавать о них сайт? Есть ли для сайта какая-то уникальная информация или мнение, которым хотелось бы поделиться с посетителями сайта?
Для создания такого сайта вовсе не нужно быть доктором орнитологических наук. Достаточно просто любить этих забавных существ. Однако вопрос о назначении сайта по-прежнему остается открытым. Если разработчик не знает на него ответ, сайт долго не просуществует. Вероятно, потратив достаточно много времени, можно в конце концов собрать набор лучших ссылок о пингвинах. Но зачем вес это делать? Какова цель?
Программное обеспечение для разработки сайта
Сегодня, учитывая широкую популярность Интернета, создается впечатление, что все программы на свете могуг быть полезны для разработки веб-страниц. Можно использовать текстовые процессоры, например Microsoft Word, и программы для создания веб-страниц, например Adobe Dreamweaver, Amaya или HotDog. Каждая программа имеет свои достоинства и недостатки, и не все позволяют создать высококачественный и оптимизированный HTML-код.
Оставим выскочек, которые используют для набора HTML-кода текстовые процессоры. Среди огромного множества программного обеспечения можно выделить два основных вида программ для создания веб-страниц.
- Текстовые редакторы. Похожи на текстовые процессоры, но без излишеств, которые совершенно не нужны при наборе HTML-кода.
- WYSIWYG-средства (от англ. "What you see is what you get" — что видите, то и получаете). Позволяют создавать веб-страницу графически, вместо того чтобы работать с кодом. Главное достоинство этих программных средств заключается в том, что с их помощью уже в процессе создания страницы разработчик видит, как она будет выглядеть в окне браузера.
Приверженцы текстовых редакторов доказывают, что их подход — самый лучший, а разработчики, которые применяют WYSIWYG-программы, утверждают обратное. Это противостояние напоминает болельщиков двух соперничающих футбольных команд. Очевидный факт, однако, заключается в том, что в одних случаях удобнее использовать текстовый редактор, а в других — WYSIWYG-программу. В следующих разделах описывается разница между ними.
HTML-файлы — это обычные текстовые файлы. В них ничего нет, кроме привычных простых букв, символов и цифр, которые каждый легко найдет на клавиатуре. На самом деле HTML настолько прост, что совершенно нет смысла использовать какие-либо специальные программы для разработки веб-страниц. Для этого достаточно всего одного Windows-приложения Блокнот — но это лишь в том случае, если разработчик свободно владеет навыками программирования на HTML и не будет делать ошибок в каждой команде .
Внешний вид сайта
Сайт считается удачным, если на нем нет ненужных элементов, все продуманно расположено и легко находится пользователями. Великолепные произведения классической литературы не содержат ни единого лишнего персонажа или сюжетной линии. Нa картинах известных художников нет штрихов или оттенков цвета, которые помешены на полотно совершенно бесцельно. Когда веб-мастер занимается дизайном, он должен помнить об этом и стремиться к такой же чистоте своего произведения.
Пользовательская аудитория определяет содержимое сайта. Чтобы привлечь внимание целевой аудитории, разработчик должен подумать о возможных категориях пользователей: новичках, любителях и профессионалах, и распределить соответствуюшим образом содержимое. Если веб-мастер предложит профессиональную информацию новичку или наоборот, то сайт обречен на провал.
Целевая аудитория определяет не только содержимое, но и графическое оформление сайта. Дизайн сайта для студентов, которых интересуют последние новости шоу-бизнеса, будет резко отличаться от сайта с международными новостями для аналитиков финансовых отделов.
Для молодежи можно подобрать какие-то яркие захватывающие оттенки цвета. Светлые тона в графике и неформальный стиль текста в данном случае будут как нельзя кстати. Для профессионалов бизнеса больше подойдут темные цвета и формальный язык.
К какой бы группе людей ни относилась целевая аудитория, разработчику полезно уяснить для себя следующие вопросы.
- Как эти люди общаются между собой? Игроки в баскетбол и картографы разговаривают на разных языках. Нужно определить, какой стиль изложения присущ той или иной группе. Возможно, это какой-то особенный жаргон, сленг или местный диалект. И самое главное — готов ли веб-мастер создать сайт на таком языке, корректно используя терминологию выбранной социальной группы.
- Какого цвета и качества их одежда? Такая информация расскажет вам многое о предпочтениях пользователей. Образ мышления людей, которые готовы носить костюм и галстук в летнюю жару, отличается от тех, кто предпочитает более вольный стиль. Расцветка одежды говорит о том, какую цветовую гамму пользователи нормально воспримут на сайте.
- Каково их восприятие мира? Для многих мир состоит из апартаментов или квартиры, в которой они живут; дороги от дома до места работы; небольшого помещения, офиса или этажа предприятия, на котором они работают; и нескольких ресторанов по дороге. Для других весь мир крутится вокруг Уолл-стрит и азиатских финансовых рынков. Для третьих вся жизнь — это череда аэропортов, сотовых телефонов и сообщений электронной почты. Все находящееся вне этого мира несущественно и не должно присутствовать на сайте, который ориентирован на определенную аудиторию.
Разработчику нужно собрать как можно больше информации о потенциальных пользователях сайта — начиная от автомобилей, которые они водят, и заканчивая временем, когда они встают и ложатся спать. Любая точная информация о пользователях и их образе жизни поможет понять некоторые аспекты мировоззрения этих людей, что обязательно будет способствовать привлечению их внимания к сайту.
Если вы слишком аккуратны и никогда не разбрасываете свои веши, то в данном разделе не найдете для себя ничего нового. Если аккуратность не ваш плюс — продолжайте читать.