Создание удобной навигации

Существует две разновидности пользователей. Первые хотят максимально быстро найти желаемое на сайте. Другим же, наоборот, нужно все внимательно изучить и осмотреться. Для любителей быстрых результатов разработчик должен предусмотреть на сайте функ­цию поиска. Я не имею в виду те функции, которые позволяют организовать поиск во всем Интернете. Речь идет о возможностях поиска только внутри сайта (хотя можно, конечно, ор­ганизовать поиск как внутри сайта, так и во всем Интернете).

Для пользователей, которые никуда не торопятся и хотят размеренно изучить все детали сайта, тоже необходимо реализовать такую возможность. Безусловно, можно добавить на сайт огромное количество ссылок, однако существуют более утонченные и простые пути дос­тижения нужного результата.

В этой главе рассказывается, как придать сайту шарм и необходимую функциональность, чтобы при поиске информации у пользователей складывалось благоприятное впечатление.

Удобство использования (usability) является чрезвычайно важным аспектом веб-дизайна. Данная характеристика применяется для оценки практичности сайта, его комфортности для пользователей. Отсутствие юзабилити сводит на нет все остальные преимущества сайта. Бы­вают случаи, когда разработчик размещает на сайте интереснейшую информацию, но пользо­ватели не находят этот сайт. Зачем, спрашивается, нужен такой сайт? Зачем тратить время на создание великолепной графики, если никто на нее даже не взглянет (разве что окажется на сайте совершенно случайно)?

К счастью, создать удобный в использовании сайт очень просто. Для этого достаточно соблюдать лишь несколько правил. Пренебрегая ими, разработчик рискует остаться без поль­зователей.

Навигационные элементы в пределах сайта должны быть однотипными. Если на половине веб-страниц сайта ссылки на главную страницу будут расположены в верхней части окна, а на остальных страницах — в нижней, это собьет с толку пользователей.

Ссылки на главную страницу и функции поиска должны располагаться как наверху страницы, так и внизу. Многие дизайнеры проектируют такие ссылки только в верхней части экрана или только в нижней. Не заставляйте пользователей делать лишнюю работу, выполняя прокрутку страницы в поисках нужных элементов интерфейса.

Никогда не используйте для элементов, отличных от ссылок, шрифт синего цвета с подчеркиванием. И вообще, постарайтесь избегать подчеркивания текста. Выделить его какую-либо часть лучше жирным или курсивом, чтобы не создавать визуального обмана для пользователей, которые будут щелкать на подчеркнутом тексте, ожидая перехода по ссылке.

Не делайте слишком много ссылок на панели навигационных элементов. Соз­дайте максимум шесть ссылок. Не забывайте о том, что панель навигации — это не карта сайта, а лишь путеводитель по его основным разделам.

Используйте словесные пояснения. Безусловно, навигационная панель с неболь­шими стилизованными изображениями смотрится весьма эффектно, но не забывайте о том, что ее элементы должны быть понятны всем пользователям, в том числе и тем, которые впервые зашли на ваш сайт. В этом случае пиктограмму лучше заме­нить текстом или использовать поясняющие надписи наряду с графикой.

Если страницы сайта структурированы иерархически (что справедливо для большинства сайтов), воспользуйтесь навигационными цепочками. Термин оз­начает, что на сайте каким-то образом фиксируется последовательность переходов пользователей, благодаря чему они легко могут вернуться к просмотру предыдущей информации. Навигационные цепочки обычно размещают вверху веб-страницы, вы­деляя определенным образом текущее положение пользователя во всей иерархии переходов. Зачастую для перехода назад пользователю достаточно щелкнуть на од­ной из ссылок. В качестве примера навигационных цепочек можно привести стра­ницу "History" в поисковике Yahoo!, где отображается последовательность перехо­дов Directory>Arts>Humanities>History, соответствующая такому URL-адресу: http://dir.yahoo.com/Arts/Humanities/History

Функцию поиска целесообразно создавать в том случае, когда сайт содержит более одной веб-страницы. Сайты без функции поиска явно проигрывают своим конкурентам, на которых такая функция реализована. Поставьте себя на место пользователя и честно признайтесь: есть ли у вас желание блуждать часами по какому-то сайту в надежде наткнуться на нужную ин­формацию? Или все же лучше потратить несколько секунд на ввод ключевых слов и тотчас же получить интересующие сведения?

Каждый из вариантов реализации поиска, описанный в данной главе, имеет свои достоин­ства и недостатки. Похожие программы и службы обладают разными возможностями. Разра­ботчик выбирает ту или иную альтернативу под каждый конкретный случай. Рекомендую оз­накомиться со всеми вариантами. К тому же для их освоения вовсе не требуются какие-то специальные знания. А осознав принципы их работы, можно будет выбрать наиболее подхо­дящий вариант в зависимости от ситуации.